Перейти к содержанию

Монетизация льгот ЖКХ

Примеры «монетизации» в России известны её истории. Так, спустя несколько лет после Второй мировой войны, в СССР были ликвидированы трудодни в колхозах. Тогда люди восприняли это как возвращение к нормальной жизни.
[GeoTargeted to=»BY»][GeoTargeting:city][/GeoTargeted]
Кстати, при советской власти натуральных льгот в таких объемах, как сейчас, не существовало. В большинстве своем они появились в 90-е гг., поскольку у государства не хватало средств на выплату зарплаты, труд нередко оплачивался произведенной продукцией, задерживались пенсии. От безысходности и начали вводить так называемые льготы, чтобы человек мог пользоваться транспортом, приобрести необходимые лекарства, получить другие услуги.
В то время едва ли ни половина населения страны пользовалась бесплатно городским и пригородным транспортом, коммунальными услугами, лекарствами и т.д. В результате создалось неравное, несправедливое положение городских и сельских льготников, социальная инфраструктура, транспорт, связь и другие отрасли сферы услуг стали приходить в упадок, поскольку материальных ресурсов для их воспроизводства и развития не хватало.

22 августа 2004 года был принят Федеральный закон №122-ФЗ«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Он является законом, завершающим формирование законодательства, которое в рамках административной реформы разграничивает бюджетно-налоговые полномочия между различными органами власти и органами, представляющими и олицетворяющими эту власть. Принцип, введенный в законе, таков: кто предоставляет гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета, соответственно льготники разделяются на «федеральных» и «региональных».

Согласно Закона №122-ФЗ, до 2010 года в Российской Федерации должен быть завершен процесс замены натуральных льгот денежными выплатами. В обществе этот закон известен как закон «о монетизации льгот» или «льготных выплатах».

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (участники ВОВ, инвалиды, ветераны боевых действий и некоторые другие категории). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение.
Льготы «региональным льготникам» — ветеранам труда и ветеранам военной службы, труженикам тыла и другим категориям – принимаются региональными властями, соответственно они решают, в каком виде могут быть предоставлены льготы, в денежной или натуральной форме (в этом случае регионы должны оплачивать поставщикам те услуги, которыми пользуются льготники).
Компенсации пенсионерам федеральный закон №122-ФЗ не предусматривает. Льготы пенсионерам определяются исключительно региональными властями. Поэтому к началу 2010 года действия властей направлены на изыскание возможностей по увеличению трудовых пенсий (например, мероприятия по валоризации пенсии).

Льготы по ЖКЖ

Что касается «монетизации льгот ЖКХ» — замены натуральных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг эквивалентными денежными компенсациями, эта мера социальной поддержки перейдет в денежную форму для всех льготников. Механизм их назначения и выплат для всех категорий определяется регионами.
В связи с большой организационной работой (необходимостью сбора заявлений, проверки прав на льготы, корректного начисления сумм льгот) большинство регионов отложило полный переход к выплате компенсаций по оплате услуг ЖКХ до начала 2010 года.

Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг — это не отмена мер социальной поддержки, а равноценный перевод их в другую (денежную) форму. Льготники, которые имеют право на меры социальной поддержки, будут оплачивать расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме, а взамен предоставляемых ранее льгот получат эквивалентную денежную компенсацию. Компенсация расходов предоставляется гражданину по месту его жительства (пребывания).

В случае, если в состав семьи входят несколько лиц, имеющих право на компенсацию расходов, компенсация расходов будет исчислена исходя из общего расхода семьи в равной мере приходящегося на каждого члена семьи, но не более установленных действующим законодательством норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Льгота по оплате ЖКУ в натуральной форме не была бесплатной для бюджетов страны. Счета, выставляемые поставщиками услуг, далеко не всегда отражали реальную картину о количестве льготников, о сроке действия их льгот. «Монетизация льгот ЖКХ» сделает распределение средств персонифицированным, учитывающим все положенные по закону льготы для каждого человека.
В большинстве регионов начисление и выплата этой компенсации осуществляется органами социальной защиты населения, постоянно ведущими актуальный регистр льготников своего территориального образования. Компенсации начисляются на основе наиболее выгодной льготы из имеющихся у гражданина, так что, как показывает практика, в некоторых случаях льготник может получать сумму больше, чем в натуральном виде.

Однако надо обратить внимание на следующее: несмотря на то, что при «монетизации льгот ЖКХ» человек получает компенсацию, равную существующей, эта сумма считается его «доходом» и может быть учтена при оформлении субсидии на оплату жилья для малоимущих граждан.