Основная проблема российского населения – феноменальное терпение и нежелание усложнять себе жизнь конфликтами с ближайшим ЖЭКом. Тем не менее, в жилищно-коммунальном хозяйстве существуют четкие нормативы качества предоставляемых услуг и сроков устранения последствий аварий. Так, температура в квартире в зимнее время не должна опускаться ниже плюс 18 градусов, а на устранение большинства аварий коммунальным службам отводится всего несколько часов, но никак не суток.
Конечно, в одиночку жильцам сложно обращаться в инстанции с жалобами на низкое качество работы коммунальщиков. Но они имеют на это полное право. В России и сегодня существует такая общественная должность, как «старший по дому». Именно к нему жители дома могут обратиться за содействием. Активнее всего на этом фронте работают ТСЖ (товарищества собственников жилья) – официальные представители интересов жильцов конкретного дома или жилого комплекса.
Куда обратиться с жалобой на неудовлетворительную работу конкретной коммунальной службы?
Большинство горожан не знают, какие инстанции осуществляют надзор за коммунальными службами. Однако в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнитель обязан сообщить обратившимся с претензией гражданам:
- наименование вышестоящего контрольного органа;
- номера его телефонов;
- адрес фактического расположения.
Конечно, с появлением в квартирах приборов учета получить финансовую компенсацию за столь знакомое всем отключение горячей воды вряд ли удастся. Здесь работает принцип оплаты за фактическое потребление – отсутствие в кране горячей воды не приводит к ее расходу. Но это не повод мириться с ее длительным отсутствием, если оно никак не связано с ежегодными гидравлическими испытаниями. Впрочем, и на них ремонтным службам ЖКХ отводится лишь несколько недель, а не все лето.