Перейти к содержанию
 

Туроператор банкрот – действия туриста

11.08.2014

Помощь юриста по гражданскому праву: весь спектр вопросов, узкоспециализированные юристы на каждое направление. Бесплатная консультация.

Лето 2014 года для тысяч туристов, так и не улетевших на отдых благодаря многочисленным банкротствам российских туроператоров, выдалось по-настоящему жарким. Вместо того чтобы наслаждаться на отдыхе морскими и воздушными ваннами, набираться новых впечатлений в поездках по достопримечательностям, этим людям придётся приложить немало усилий для того, чтобы вернуть перечисленные за путёвки деньги.
Так что же делать туристу, если его туроператор – банкрот?

Главный совет туристу в данной ситуации — не паниковать, а внимательно и тщательно собрать все документы, что понадобятся для возмещения убытков.

Первый шаг на пути возвращения денег – письменное получение уведомления в отказе обслуживания. По факсу либо заказным письмом с уведомлением о получении отправляем запрос по телефонам и по адресу туристической компании-организатора тура. В этом запросе просим подтверждение готовности компании выполнить обязательства по договору.

Если в течение семи дней ответа с письменным подтверждением не будет получено, то вы вправе обращаться к компании, выступившей гарантом обанкротившегося туроператора, с требованием вернуть вам стоимость услуг, что так и не были оказаны. В качестве гаранта могут выступать как банки, так и страховые компании. Если же туроператор объявил себя банкротом публично, через средства массовой информации заявив о собственной неспособности выполнить обязательства, то этим пунктом уже можно пренебречь и сразу же обращаться с заявлением к страховщикам.

Что указываем в заявлении?
В своём письменном требовании возместить вам материальный ущерб, которое вы будете составлять для подачи в организацию, предоставляющей финансовое обеспечение, важно указать:

— свои паспортные данные;

— реквизиты документа, который представлен в качестве финансового обеспечения ответственности туристического оператора, включая дату выдачи и срок действия. Все эти данные указаны в договоре на обслуживание, заключенном вами с турагентством, где вы покупали путёвку;

— дату заключения и номер договора с туристическим агентством о реализации туристического продукта;

— наименование турагентства, если по договору агент действовал от своего имени, но по поручению оператора;

— наименование туроператора, которому было предоставлено финансовое обеспечение;

— факты, обстоятельства, вся другая информация, что свидетельствует о неисполнении либо ненадлежащем исполнении туроператором своих обязательств по договору о туристическом обслуживании и реализации турпродукта;

— сумма, подлежащая возврату в связи с тем, что обязательства по договору не были исполнены.

Обязательно к заявлению необходимо приложить и копию документа, что может свидетельствовать об отказе туристического оператора добровольно удовлетворить ваши требования о возмещении нанесённого реального ущерба. Обратиться за таким документом можно как напрямую к туроператору, так и в турагентство, где вы оформляли тур.

Своё требование и все прилагающиеся к нему документы необходимо передать напрямую страховщику. Если же в вашем городе офиса данной страховой компании нет, то тогда передача документов может осуществляться через офис вашего турагента.
В течение 30 календарных дней ваше требование должно быть удовлетворено, и если этого не произошло — у вас появился повод обратиться в суд.

Обратите внимание, что сумма финансового обеспечения туроператора ограничена и зависит от объема деятельности туристической компании, а также от типа налогообложения. И если пострадавших от банкротства туристов слишком много, то это не означает, что компенсацию получат лишь самые первые, обратившиеся за возмещением убытков. Сумма будет поделена между всеми пострадавшими туристами, пропорционально их расходам на приобретённые путёвки. При этом вы имеете полное право требовать от туроператора также и возмещения оставшейся части денежных средств, а еще – возмещения морального ущерба и упущенной выгоды.

Несколько сложнее обстоит дело с теми туристами, кто узнал о банкротстве туристической компании, ответственной за их отдых, уже находясь за рубежом. Часто проблема усугубляется тем, что проживание и доставка туристов с курортов домой так и не были оплачены туроператором.

Здесь у туриста два варианта выхода – либо оплатить услуги, включая и обратный билет домой, уже на месте еще раз, и продолжить отдыхать, а уже по возвращению на родину требовать компенсаций у туроператора. Либо прервать свой отдых и, вернувшись домой, подавать в суд на туроператора. Обязательно понадобятся документы, что могут подтвердить эти незапланированные расходы – квитанции, чеки и ваучеры на поселение, вновь купленные авиабилеты, распечатки, подтверждающие траты на телефонные переговоры с офисом туроператора, и так далее.

Как видите, реалии сегодняшней ситуации в туристическом бизнесе таковы, что и в случае организованного туроператором отдыха необходимо, выезжая за границу, позаботиться об обязательном наличии при себе денежных средств, достаточных для обеспечения возможности возвращения на родину в случае банкротства операторской компании.
Не помешает также и знание, как и по каким телефонам можно будет оперативно связаться с консульством России в той стране, где будет проходить ваш отдых. Именно здесь вам помогут в случае возникновения сложных и на первый взгляд неразрешимых ситуаций.